суббота, 16 мая 2020 г.

Игры для развития эмоциональной сферы у дошкольников


Все чаще современное общество обращает внимание на проблему положения ребенка в социуме. Как отмечает А. И. Захаров, «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье - одно из наиболее ценных приобретений».
К сожалению, на данный момент компьютеры, мобильные телефоны и игровые приставки занимают огромное место в жизни ребёнка, что очень пагубно сказывается на развитии эмоциональной сферы дошкольников. Ведь их использование не требуют высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные, душевные и нравственные качества.
Именно поэтому в настоящее время существует и разрабатывается много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:
1. Арттерапия: помимо изобразительной деятельности в работе с детьми используются разновидности пантомимы, танцы, маскарад, сказки.
2. Поведенческая терапия: различного вида тренинги, психогимнастика.
3. Игротерапия: с помощью игры дети учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор.
4. Мелотерапия: еще в раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
5. Анималотерапия: методики и игры данного вида терапии помогают развивать коммуникативные способности, умение распознавать язык мимики и жестов, способствуют снятию телесных зажимов, развитию эмпатии.
 Об этом можно еще много сказать, но сейчас мне бы хотелось остановиться на нескольких простых играх и упражнениях, в которые можно поиграть с ребенком дома. Цель этих игр - развитие умения распознавать эмоциональные реакции других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции

1. Игра «Пиктограммы»
Оборудование: карточки со схематичным изображением эмоций (радость, грусть, страх, гнев, удивление).

Ход игры: На столе лежат пиктограммы различных эмоций картинками вниз. Каждый участник берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого играющие по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Упражнение «Музыка и эмоции»
Оборудование: проигрыватель и несколько музыкальных композиций.
Ход игры:
Ведущий (родитель, педагог) предлагает ребенку послушать музыку и включает какую-либо композицию. Прослушав музыкальный отрывок, ребенок по возможности описывает настроение музыки, какая она: веселая грустная, сердитая, смелая, трусливая, праздничная, усталая, теплая, холодная, ясная. мрачная.
Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
Также можно попросить ребенка показать в движении, какая музыка. Потанцевать под нее.

3. Игра «Лото настроений»
Оборудование: наборы картинок, на которых изображены животные или люди с различной мимикой (например: один набор - рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д. 2 набор- белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует числу детей.



Ход игры: Сначала ведущий (родитель, педагог) раздает наборы картинок каждому участнику. Затем показывает детям схематическое изображение (пиктограмму) той или иной эмоции. Задача детей - отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

4. Упражнение «Мое настроение»
Ведущий (родитель, педагог) предлагает рассказать о своем настроении:
- Какое оно?
- С чем его можно сравнить (животное, персонаж сказки)?
- Какого оно цвета?

5. Игра «Испорченный телефон».
Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий (родитель, педагог) молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и заканчивая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.
Для неговорящих участников можно подготовить карточки с пиктограммами, чтобы они могли показать, какую эмоцию они пытались изобразить.

6. Игра «Конструктор эмоций»
Оборудование: шаблон пустого лица, отдельные карточки с изображением частей лица.


Ход игры:
У этой игры несколько вариантов.
1. Ребенку предлагается собрать какую- либо эмоцию и обсудить, почему у героя такое настроение, придумать историю. (Что случилось и как ему помочь?)
2. Ребенок слушает сказку, обсуждает прочитанное и составляет эмоциональное состояние выбранного персонажа.

Данная игра помогает создать своего персонажа, выразить свои чувства и эмоции и понять эмоциональное состояние других.

Очень важно уделять внимание развитию эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, иначе проблемы начнутся, когда дети превратятся в подростков. Причем ключевую роль здесь должны играть не педагоги и воспитатели, а родители, семья.


2 комментария:

  1. Спасибо, просто и интересно. А можно получить шаблоны для игр?

    ОтветитьУдалить
  2. Да, конечно. Напишите свою электронную почту и я Вам вышлю)

    ОтветитьУдалить