Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность школьника резко отличается по содержанию и по организации от привычных дошкольных форм деятельности. Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным.
Так давайте разберем, что же для этого нужно.
Готовность к школе включает в себя три компонента:
1. Педагогическая готовность подразумевает
наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами и пр.
2. Физиологическая готовность, т.е.
функциональная зрелость подразумевает созревание различных систем организма,
необходимых для усвоения знаний. Например, примерно к 7 годам у ребенка
завершается формирование коры головного мозга, повышается общая выносливость
организма, продолжается окостенение хрящей кисти руки, необходимых для
способности удерживать длительное время ручку или карандаш.
3. Психологическая готовность. Остановимся на этом компоненте более подробно.
Психологическая
готовность к школе
– это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка
для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в
группе сверстников.
Психологическая
готовность к школе включает в себя:
1. Мотивационная
готовность
Только то дело будет успешным, которое
выполняешь с желанием и интересом.
Мотивационная готовность - это наличие
у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети
хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть.
Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и
желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Мотивационная готовность
к школе включает:
- позитивное отношение к школе,
учителям, учебной деятельности,
- развитие познавательных критериев,
любознательности,
- развитие желания ходить в школу.
Можно выделить 6 групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
1. Социальные - основаны на понимание
общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной
роли школьника ("Я хочу в школу, потому что все дети должны
учиться, это нужно и важно");
2. Учебно-познавательные - интерес к новым
знаниям, желание учиться чему-то новому;
3. Оценочные - стремление получить высокую
оценку взрослого, его одобрение ("Я хочу в школу, потому что там я
буду получать только пятерки");
4. Позиционные - связанные с интересом к
атрибутике школьной жизни и позиции школьника ("Я хочу
в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят
тетради, пенал, портфель");
5. Внешние по отношению к школе и
учению - ("Я пойду в школу, потому что мама так сказала");
6. Игровые - неадекватно перенесенные в
учебную деятельность ("Я пойду в школу, потому что там можно играть с
друзьями").
Наличие учебно-познавательных и социальных
мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие
на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное
отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.
Чем больше знает и умеет ребёнок, тем
проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями
готовности будут:
- умение устанавливать
причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
- способность анализировать, обобщать,
делать выводы;
- определённый запас знаний об окружающем
мире в пределах возраста.
- развитие тонких движений руки и
зрительно-двигательной координации.
Школьное обучение предполагает общение с
большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других
классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:
- умение общаться со взрослыми и
сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми (коммуникативная готовность);
- способность выполнять требования
взрослого;
- отзывчивость, умение сочувствовать,
сопереживать;
- развитые моральные принципы;
- адекватная самооценка.
Самооценка – представление ребенка о самом себе
Заниженная |
Адекватная |
Завышенная |
- нерешительны; -
малообщительны; -
недоверчивы к другим людям; -
молчаливы; -
тревожны; -
неуверены в себе; -
малоинициативны; -
выбирают заведомо простые задачи. |
-
склонны анализировать результаты своей деятельности; - пытаются выяснить причины своих ошибок; -
уверены в себе; -
активны; -
уравновешены; -
быстро переключаются с одного вида деятельности на другой; -
настойчивы в достижении цели; -
Стремятся сотрудничать; -
достаточно общительны и дружелюбны. |
-
очень подвижны; - несдержанны; -
быстро переключаются с одного вида деятельности на другой; -
часто не доводят начатое дело до конца; -
не склонны анализировать результаты своих действий и поступков; -
не осознают своих неудач; -
склонны к демонстративному поведению и доминированию. |
Неуспех
в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. |
При
попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи
несколько меньшей сложности. Успех
в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную
задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху. |
Они
стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как
направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. Высокая
самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В
результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель
злой" и т. д. |
Что
нужно делать для развития адекватной самооценки?
Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
Хвалите своего ребенка. Для
большинства детей похвала – это самая большая мотивация. Малыш будет покорять
новые и новые вершины ради заветных слов мамы и папы: «какой же ты молодец»,
«мы гордимся тобой», «так держать». Но помните, что хвалить нужно за результат.
Адекватно оценивайте способности ребенка.
Не стоит предъявлять завышенные требования к малышу. Ставьте перед ним
посильные задачи, для выполнения которых он уже вполне дорос.
Дайте возможность ребенку помочь вам в повседневных
делах. Поощряйте его инициативу. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет
цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу.
Не критикуйте личность. Не ругайте и
не кричите на малыша, если не все получается с первого раза. Лучше помогите
преодолеть трудности и вместе радуйтесь успехам и достижениям.
Уважайте личное пространство ребенка. Для
малыша важно, чтобы близкие люди ценили его мир. Бережно относитесь к личным
вещам и игрушкам ребенка. Пусть он понимает, что его любят, ценят и уважают.
Не забывайте, что малыш внимательно
наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам
и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий
раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше
не буду печь!"
Требования школьной жизни нелегки для
вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка,
сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку
нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным,
ответственным и организованным. От него потребуются:
- способность сосредотачиваться на
задаче, концентрировать внимание;
- умение доводить начатое до конца;
- произвольность поведения – умение
управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
- умение преодолевать трудности при
достижении цели;
- умение действовать по правилам.
Признаки
неготовности ребёнка к школьному обучению
Эти проявления можно заметить, как до
поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не
готов к школьному обучению, если он:
- рассеян, «витает в облаках», не способен
к длительному сосредоточению;
- неусидчив, часто отвлекается, постоянно нарушает дисциплину;
- быстро утомляется, раздражителен;
- не может подружиться со сверстниками,
замкнут или наоборот, постоянно конфликтует с ними;
- не хочет ходить в школу, жалуется на
«плохую учительницу» и «скучные уроки»;
- испытывает трудности в усвоении учебного
материала;
- часто болеет, жалуется на плохое
самочувствие;
- тревожен, боится первым заговорить со
взрослыми.
Родителям важно помнить, что, отдавая
психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред
детской психике.
Как
правильно подготовить ребёнка к школе?
Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при
подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов
психологической готовности:
1. Расскажите ребёнку о своих школьных
годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с
одноклассниками.
2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте
книги, а потом обсуждайте.
3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок
пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате
учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские
принадлежности.
1. Старайтесь не давать ребёнку готовых
ответов. На любое «А почему…?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому
поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают,
как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений
окружающего мира.
2. Головоломки, ребусы, проблемные
ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического
мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметах,
находящихся в поле вашего зрения.
3. Не подавляйте исследовательский интерес
ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.
4. Развивайте мелкую моторику: рисуйте,
лепите, конструируйте.
Обучаем взаимодействию
1. Чаще ходите с сыном или дочерью в
гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми.
Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
2. Спрашивайте ребёнка о других детях в
классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и
почему.
3. Научите ребёнка справляться с
неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно
пережить и двигаться дальше.
4. Развиваем волю и контролируем поведение
5. Играйте в игры с правилами: настольные,
словесные, подвижные.
6. Приучайте ребёнка к домашнему труду,
уходу за животными.
7. Научите сына или дочь планировать свою
деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого
потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для
работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что
тебе для этого нужно?».
8. Напоминайте, что любое дело нужно
доводить до конца, а не бросать на полпути.
Подготовка к школе очень трудоемкий
процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юных
учеников. Сформируйте у дошкольника все навыки заблаговременно. И проблемы
психологической готовности ребенка к школе не возникнет. Первоклассник в разы
быстрее адаптируется к новым условиям и уровню нагрузок, сможет успешно учиться
и осваивать знания.
Здравствуйте, Валентина Андреевна!
ОтветитьУдалитьВы очень правильно выделили основные моменты подготовки ребенка к школе.
Часто родители и старшие пугают школой.
Особенно странно слышать это из уст воспитателей (лично слышала): "Погоди, пойдёшь в школу - там тебе покажут, как надо слушаться!"
А ещё стрессом для ребенка может стать посещение "специалиста", который с хмурым выражением лица, явно уже устав "от этих ужасных посетителей", швыряет карточки с задачами на стол ребенку и грубым голосом спрашивает: "Что тут лишнее?".
И когда ребенок замыкается, не желает общаться с незнакомым грубым человеком (испытывающим негатив к ребенку), выносит вердикт, что к школе не готов...
Нам повезло с первой учительницей.
Оксана Александровна Тюленева - великолепный педагог и прекрасно понимает детей.
Желаю всем, кто собирается идти в школу, найти своего доброго и строгого учителя.