С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми.
В период адаптации у ребёнка происходит
перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление
нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный,
и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от
еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.
Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? Для начала, давайте разберем, что же такое адаптация к детскому саду.
Адаптация - это процесс
привыкания организма к новым условиям.
Выделяют психологическую и физиологическую
адаптации. Физиологическая - оптимальный
возраст для начала посещения ребенком детского сада. Психологическая -
готовность малыша к расставанию с матерью и принятию нового окружения.
Также было выявлено три степени
адаптационного процесса:
1. Легкая
степень адаптации
- К 20 дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, аппетит.
Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с
близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро
отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть, как
безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в
течение 2-х недель. Заболеваемость не более 1 раза, сроком не более 10 дней.
2. Средняя
степень адаптации
- Нарушения в общем состоянии выражены ярче и длительны. Сон восстанавливается
через 20-40 дней, качество сна также страдает. Аппетит восстанавливается через
20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость может
наблюдаться в течение всего дня. Отношение к близким –
эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к
взрослым избирательное. Заболевание до 2 раз, сроком не более 10 дней, без
осложнений.
3. Тяжелая
степень адаптации
- Ребенок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, вскрикивает, плачет во
сне, просыпается со слезами, аппетит снижается. Настроение безучастное, малыш
много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60 дню
пребывания в детском саду. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное.
Отношение к детям – избегает, сторонится детей или проявляет агрессию. Отказ от
участия в деятельности. Респираторные заболевания более 3 раз, сроком более 10
дней.
Для того чтобы ребенок смог наиболее
безболезненно привыкнуть к новым условиям, ему нужно время, а также помощь
взрослых.
Конечно,
в идеале подготовку к приходу в детский нужно начинать очень заранее. НО чаще
всего родители игнорируют данные рекомендации. Поэтому в помощь идут несколько
приемов, чтобы облегчить процесс адаптации:
- В первые дни оставлять ребенка можно не
более чем на два часа. Время нахождения в детском саду увеличивается
постепенно.
- Обязательно расскажите воспитателю об
особенностях ребенка, его привычках.
- Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала
спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по
голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, больше хвалите, чем
ругайте. Сейчас ему нужна ваша поддержка!
- Будьте терпимее к капризам. Они
возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему
успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Не ругайте его за то,
что он плачет и не хочет идти в детский садик.
- В выходные дни соблюдайте режим детского
сада. Можно позволить поспать ребенку чуть дольше, но не нужно позволять
отсыпаться слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Обязательно
должен быть дневной сон, прогулка, пораньше укладывайте спать.
- Первые недели избегайте походов в гости
(лишняя нагрузка на нервную систему).
- Как можно больше гуляйте на свежем
воздухе.
- Больше рассказывайте о детском саде,
воспитателях, детях, обязательно в радостных и положительных тонах.
- Не пугайте детским садом. Часто можно
услышать от мам: «будешь себя плохо вести, отведу в садик». Вполне естественно,
после подобных угроз у малыша возникают негативные ассоциации с этим местом.
Отныне о садике говорите только хорошее. Чаще рассказывайте крохе о том,
сколько интересных возможностей открывает перед ним детский сад: общение со
сверстниками, различные игры и интересные занятия (рисования, лепка, музыка и
др.)
- Обязательно говорите, что вы придете, и
обозначьте, когда. Малышу легче знать, что за ним придут.
- Дома и в саду говорите с малышом
спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении,
одевании, а в саду - раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким,
но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете.
Помните,
не бывает одинаковых детей – у всех адаптация проходит по-разному. Родители должны сами постараться настроить
себя на спокойный терпеливый лад, так как ребенок чувствует ваше настроение,
ваши переживания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий