РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Специалисты и родители все чаще замечают,
что многие дети дошкольного возраста, замыкаясь на компьютере и телевизоре, не
умеют правильно общаться с ровесниками и взрослыми. Они не способны вежливо
попросить о чем-то, достойно ответить на просьбу и обращение к ним, не могут
сопереживать, часто недружелюбны или вообще отказываются от коммуникации.
Однако без общения детская жизнь становится скучной и маловыразительной, да и умение взаимодействовать является залогом успешного развития личности. Вот почему воспитание коммуникативных способностей у дошкольников – основная цель родителей, желающих подготовить малыша к взрослой жизни.
Со стороны кажется, что социализация и
процесс развития коммуникативных навыков должны идти сами собой, без участия
мамы с папой.
На практике же дети сталкиваются с большим
числом сложностей и неоднозначностей – начиная со стремления стать лидером и
заканчивая неумением (или нежеланием) подчиняться правилам поведения в
коллективе.
Начало формирования коммуникативных способностей у детей
Ребенок общителен с самого рождения – он
вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает,
все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания, гулит
в ответ на мамины слова.
Взаимодействуя с родителями, малыш узнает
принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми. Поскольку дети
восприимчивы, подобное обучение происходит порой незаметно, однако его
результаты можно увидеть уже к дошкольному возрасту.
Коммуникативные навыки дошкольников к
моменту выпуска из детского сада должны включать в себя:
- умение с пониманием относиться к
окружающим;
- способность встать на место другого
человека;
- негативное отношение к словам, которые
могут ранить чувства и эмоции собеседника;
- желание вступать в контакт и вести беседу,
как со сверстниками, так и взрослыми людьми.
О формировании коммуникативных умений
написано много книг и докладов, но не буду повторять сложные связи и схемы
ученых-психологов и постараюсь конкретно поговорить о том, как сами родители и,
в первую очередь, мамы могут в домашних условиях научить своих чад правильно и
продуктивно общаться.
1. Постепенно расширяйте круг общения
малышей. Если полуторагодовалому крохе было достаточно играть и
взаимодействовать с родителями, то двухлеткам ограниченное пространство
противопоказано. Важно реализовать их потребность в социализации и стремление
расширить кругозор.
2. Конфликты – еще один способ обучения
коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Не бросайтесь сразу
же разводить маленьких забияк по разным сторонам детской площадки или
песочницы. Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию,
конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать
конфликты самостоятельно.
3. Общайтесь с детьми, учитывая их возраст
– так, трехлетним карапузам еще можно делать замечания в присутствии других
детей, а вот школьнику лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор
следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – дошкольникам можно
порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им
интересно общаться.
4. Научите малыша находить в каждом
собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы
другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником,
потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он
рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать».
5. Введите правило авторитета, то есть
расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать
взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: «Слушайся тетю Машу,
потому что она знает больше тебя». Подросшему же ребенку следует подробнее, но
доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они
мудрее, опытнее, заслуживают уважения.
6. Объясните, что все люди разные, со
своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит,
когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не
означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный
подход. Пусть кроха с детства знает, что нужно быть гибким и подбирать нужные
слова для разных собеседников.
7. Недопустимо ставить малышей в неловкое
положение, заставляя выполнять ваши поручения или насильно знакомя со
сверстниками на детской площадке.
8. Старайтесь проявлять терпение и
чуткость – лишь в этом случае ваше чадо проявит инициативу. И, конечно, не
лишним будет повторить правила поведения с незнакомыми людьми на улице.
ФОРМИРУЕМ
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В ИГРЕ
Развитие коммуникативных навыков у ребенка
– это процесс, который включает активное взаимодействие между ребятишками. Именно
в игре малыши не только общаются, но и развивают речь, фантазию, учатся
сопереживать, повышают самооценку. Во что поиграть с ребенком?
1.
Игры-драматизации
Они идеально подходят для
совершенствования коммуникативных умений у детей.
Устраивайте дома театрализованные
представления и домашние мини-спектакли. Подобные занятия раскрепощают –
сначала малыш будет молчаливым зрителем, а затем станет действующим «актером».
Привлекайте к действу и других детей, ведь
вместе гораздо интереснее покорять сцену!
2.
Ролевые игры
Недаром педагоги считают умение принимать
сюжет и действовать по ролям важным достижением дошкольного возраста.
Ребенок, надевая разные «маски», учится
оценивать свои поступки и поведение окружающих, вести себя в соответствии с
выбранной ролью и, наконец, общаться с другими детками.
Пусть малыш поиграет в «Дочки-матери»,
«сходит» к врачу, «посетит» супермаркет.
3.
Игры по правилам
Эти упражнения учат детей
взаимодействовать друг с другом, соблюдая всевозможные условия: очередность
хода, результат, игровые правила.
Наверняка вы замечали, что малыши не любят
проигрывать, стремясь всегда быть первыми. Однако именно в состязаниях
становится понятно, что победить можно, играя по правилам в команде
единомышленников.
4.
Пластические этюды
Застенчивые и замкнутые дети часто скованы
в движениях и с трудом выражают свои эмоции. В этом случае призовите на помощь упражнения,
на жестикуляцию и мимику.
Расскажите, что общение происходит не
только через слова, но и жесты (машем руками), а также мимику (улыбаемся,
хмуримся).
Попробуйте изобразить лягушку, медвежонка,
попросив малыша угадать загаданное животное, потом следует меняться местами.
Некоторые читатели могут поинтересоваться,
а стоит ли вообще целенаправленно развивать коммуникативные способности у
детей? Ведь все малыши разные, возможно, ребенок – явный интроверт, не желающий
общаться и взаимодействовать с большим числом собеседников.
Спасибо, своевременно.
ОтветитьУдалитьРада, что информация была полезна
УдалитьСпасибо за консультацию. Познавательная статья.
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв))
Удалить