От 3 до 4 лет
Ведущая деятельность — игровая. Переход от
манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
Особенности возраста:
1. Кризис 3-х
лет. Формирование «системы Я».
2. Развитие
воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
3. Появление смысловой структуры сознания.
4. Ребѐнок добивается нового статуса, вследствие чего
проявляет упрямство и негативизм.
5. Развитие происходит через общение. С взрослым
общение становится внеситуативно[1]познавательным.
6. Удерживает внимание 7-8 минут.
7. Может выполнять мыслительные операции: анализ,
синтез, сравнение, обобщение.
8. При новой деятельности необходимо поэтапное
объяснение (делай, как я).
Цели и задачи для взрослых:
1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с
взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
2. Способствовать проявлению всех видов активности
ребѐнка.
3. Формировать первые «нравственные эмоции»:
хорошо-плохо.
4. Формировать умение действовать по правилам.
5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать.
Формировать эмоциональную отзывчивость.
6. Способствовать формированию позитивной самооценки
ребѐнка в процессе общения со взрослым.
Новообразования:
1. Усвоение первичных нравственных норм.
2. Самооценка.
3. Появление элементов партнѐрского общения.
От 4 до 5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность;
потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять
своѐ поведение правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма
общения со сверстником.
5. Интерес к другому ребѐнку как к своему отражению.
Чаще видит вдругом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков
через реакцию другого ребѐнка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
Цели и задачи для взрослых:
1. Создавать условия для развития творческого
воображения.
2. Продолжать формировать умение подчинять свои
действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
3. Создавать условия для проявления познавательной
активности.
4. Способствовать проявлению эмоциональной
отзывчивости.
5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к
сотрудничеству в разных видах деятельности.
Новообразования:
1. Контролирующая функция речи.
2. Появление элементов творческого воображения в
сюжетно-ролевой игре.
3. Появление элементов произвольности.
4. Появление внеситуативно-личностной формы общения с
взрослым.
От 5 до 6 лет
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая
активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех
психических процессов.
2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
3. В общении со сверстником происходит переход от
ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах
деятельности. Развитие фантазии.
5. Половая идентификация.
Цели и задачи для взрослых:
1. Формировать элементы произвольности психических
процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития
творческого потенциала ребѐнка.
3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
4. Побуждать детей к проявлению инициативы и
самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
5. Организовывать совместную деятельность с целью
развития элементов сотрудничества.
6. Обучать детей умению планировать предстоящую
деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей
внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Новообразования:
1. Предвосхищение результата деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
От 6 до 7 лет
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление произвольности всех психических
процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье,
демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения
взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного
знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное
мышление.
Цели и задачи для взрослых:
1. Способствовать формированию учебно-познавательного
мотива.
2. Способствовать развитию мышления.
3. Формировать произвольность всех психических
процессов.
4. Способствовать удержанию внутренней позиции
ученика.
5. Способствовать формированию коммуникативных навыков
сотрудничества в общении со сверстником.
6. Способствовать формированию самосознания и
адекватной самооценки.
7. Способствовать формированию внутреннего плана
действий через интериоризацию структуры деятельности.
8. Продолжать формировать этические представления.
Новообразования:
1. Внутренний план действий.
2. Произвольность всех психических процессов.
3. Возникновение соподчинения мотивов.
4. Самосознание. Обобщѐнное и внеситуативное отношение
к себе.
5. Возникновение первой целостной картины мира.
6. Появление учебно-познавательного мотива.
мы находимся на этапе, когда мы имеем дело с агрессивными другими детьми. 7 лет. Я работаю со своим ребенком через концепцию эмпатии. не просто реагируя на агрессию, а пытаясь понять, почему другой мальчик так себя ведет. когда мы смотрим на причины, мы видим ребенка, который напуган и нуждается в принятии. ему легче иметь дело с хулиганом, когда он понимает, что он обиженный ребенок.
ОтветитьУдалитьЗамечательный подход)
УдалитьМного можно сказать об эмпатии.Но мы можем помочь обиженным детям
ОтветитьУдалитьЕсли учить детей общаться без жестокости, то многие конфликты будут решаться более спокойно.
УдалитьСпасибо
ОтветитьУдалитьРада, что информация была полезна
ОтветитьУдалить