Время, когда детки обычно первый раз идут в детский сад - это очень волнительное время для всей семьи. Ведь столько вопросов встает перед родителями: не рано ли мы отдаем ребёнка в детский сад? Или, наоборот, уже поздно? Понравится ли ему там, подружится ли с ребятами? Не начнёт ли болеть?
Все эти вопросы оправданы и действительно
актуальны для родителей. Поэтому имеет смысл поговорить о том, как подготовить
ребёнка к детскому саду, чтобы он скорее почувствовал себя комфортно в новой
обстановке, «влился в коллектив», а также о том, как быть с вопросом здоровья
ребенка и в каком возрасте малыш «готов» ходить в детский сад.
Вот несложные рекомендации, чему можно
заранее научить ребёнка, о чём ему рассказать, и как подготовиться самим, чтобы
сократить и облегчить период адаптации:
1.
Приучение к режиму. В
детском саду ребенка ждет строгий распорядок: завтрак, занятия, обед, тихий
час. Тем ребятам, у которых в семье также придерживаются определенного режима,
будет проще адаптироваться. Однако и в том, и в ином случае лучше всего начать
вводить в жизнь распорядок дня, наиболее приближенный к распорядку детского
учреждения: ранний подъем, одно и то же время завтрака и обеда, тихий час.
Большинство детей, особенно в возрасте до пяти лет, с удовольствием спят днем,
однако если ваш ребенок не хочет спать, нужно дать привыкнуть ему к тому, что
после обеда он будет просто тихо лежать какое-то время. К этому дети могут
приспосабливаться долго, поэтому лучше запастись терпением и начинать заранее.
В целом, к привыканию к определенному распорядку всегда требуется время.
Главное — оставаться последовательными и
не бросать следование режиму через неделю, а через две начиная опять. Тогда,
начав ходить в детский сад, ребенок гораздо быстрее привыкнет к порядкам,
заведенным там. Кроме того, ежедневное следование определенному плану, когда
события идут в известной ребенку последовательности, успокаивает и снимает
тревогу.
2.
Бытовые навыки, самообслуживание. Самый лучший вариант — когда
ребенок, поступающий в детский сад, умеет (пусть даже и не идеально)
самостоятельно ходить в туалет, мыть руки, аккуратно кушать, одеваться и
раздеваться (со сложными, тугими застежками и прочим обычно помогают
воспитатели, однако натянуть шапку или штаны — это дело ребенка), убирать за
собой игрушки, складывать аккуратно одежду. Не обладающих такими навыками детей
воспитатели и нянечки обычно учат, но, во-первых, это тоже требует некоторого
времени, в течение которого ребенок будет чувствовать себя некомфортно, а
во-вторых, так ему будет гораздо сложнее сойтись с теми ребятами, которые уже
все умеют и потому быстрее справляются с бытовыми проблемами... да и посмеяться
могут над «неумехой».
3.
Общение с другими ребятами. Очень хорошо, когда ребенок уже имеет опыт
взаимодействия с другими детьми, пробовал знакомиться с ними, играть в
совместные игры, обмениваться игрушками, ведь именно это станет для него
актуальным при посещении детского сада. Если такого опыта нет, то за несколько
месяцев можно начать водить ребенка в гости к друзьям и родственникам, имеющим
детей дошкольного возраста, или приглашать к себе. Хорошо для этой цели
подходят групповые развивающие занятия для самых маленьких, где ребенок помимо
умственного и творческого развития учится общаться и взаимодействовать со
своими сверстниками, пока без отрыва от мамы.
4.
Слушаемся взрослых. Полезно
будет показать ребёнку, что бывают ситуации, когда мамы нет, и надо слушаться
другого взрослого, ведь с этим он тоже столкнется при посещении детсада. Можно
заручиться поддержкой подруг, тети, любого человека, которому вы доверяете, но
с которым ребенок контактировал мало, и оставить сына или дочь под их
присмотром ненадолго (под предлогом похода в магазин, например). Помогает,
опять же, посещение групп развития. Кроме того, здорово, если есть возможность
познакомить ребёнка с его будущим воспитателем, чтобы в первые дни после начала
посещения детского сада он уже не был «чужим» человеком.
5.
Более легкой адаптации служит и позитивный настрой. Обсудите с
ребёнком опыт старших братьев, сестер, знакомых, которые уже посещают детский
садик, расскажите, что им там нравится. Почитайте вместе истории, стихи о
детях-детсадовцах. Подбадривайте его: «Какой ты стал взрослый! Уже дорос до
детского сада!». Рассказывайте ребёнку, как дети играют в саду, что они делают,
как гуляют, что делает воспитатель — чем больше он будет знать, чего ожидать,
тем спокойнее отнесется к новой обстановке. Важно: не обсуждайте свои тревоги
по поводу детсада при ребенке! Он должен чувствовать, что вы спокойны за него и
его пребывание в детском коллективе.
6.
Иммунитет. Большую
тревогу у родителей вызывает опасение, что ребёнок в детском саду начнет
болеть. На первых порах это действительно почти неизбежно, однако, при наличии
хорошего иммунитета, по мере адаптации к новой среде (в том числе — и к новым
микробам) ребёнок болеть перестаёт, и даже становится менее восприимчивым к
инфекции. Однако поднятием иммунитета надо обеспокоиться задолго, лучше всего —
за год. Начинаем закаливать ребёнка. Не обязательно обливать ведром ледяной воды,
но холодная вода на ладошки и ступни — это уже очень хорошо, как и разрешение
бегать по квартире босиком, сон при открытой форточке и т.д. Лето — отличное
время для закалки! Особенно за городом, где ребёнок целый день проводит на
свежем воздухе, купается, играет в траве.
Также необходимо обеспечить контакт с
другими людьми — детьми и взрослыми. Пусть как можно больше контактирует со
своими сверстниками! Он научится не болеть от «каждого чиха» своих друзей.
Главное — не стараться растить ребёнка в «стерильных условиях», ведь таких
никогда не будет за порогом дома, а маленькому организму нужно учиться
справляться со всеми напастями.
7. И наконец, маме нужно подготовиться самой. Очень важна эмоциональная
готовность мамы к разделению с ребенком. Начало посещения детсада — важный шаг
к взрослению малыша. Теперь он будет проводить много времени вдали от вас,
самостоятельно строить свои отношения с окружающими, без вас познавать мир
вокруг. И в этот момент мама должна доверять ребёнку, быть уверенной в том, что
он справится. Тогда эти чувства передадутся и малышу. А если мама тревожится,
боится отпускать от себя сына или дочь, то и ребенок едва ли сможет спокойно
посещать детский сад.
Отдельный
вопрос — во сколько лет отдавать ребёнка в детсад?
В среднем, оптимальный возраст — 3 года.
Есть детки, готовые и в два, кому-то нужно побыть дома до 3,5. Поэтому главным
критерием служит не столько возраст, сколько появление у ребёнка социального
интереса — то есть интереса к сверстникам, к игре с такими же детьми, как и он.
И здесь нужно просто внимательно присматриваться к своему малышу, чтобы уловить
тот момент, когда общества мамы и игрушек ему станет недостаточно.
Конечно, непростого периода адаптации к
новой обстановке совсем не избежать. Однако его можно существенно облегчить,
если ребёнок будет знать о том, что его ожидает, привыкнет к новым порядкам,
научится необходимым навыкам. Тогда начало посещения детского сада не будет
таким стрессом, а к «немного знакомому» приспособиться всегда легче, чем к
«совсем неизвестному».
Комментариев нет:
Отправить комментарий