ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА
Немного о сложностях в работе педагога, воспитателя, да и любого специалиста. Хотелось бы рассказать о том, что такое профессиональное выгорание и можно ли с этим что-то сделать.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Путь к профессиональному выгоранию лежит через эмоциональное выгорание в целом. И это самое важное. Первично идет именно эмоциональная усталость.
Составляющие синдрома выгорания:
- Эмоциональная истощенность – чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
- Деперсонализация (цинизм) – предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
- Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства не компетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Стадии профессионального выгорания
«Три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности»
Кристина Маслач, 1982
Первая стадия:
- Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- происходит забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
Вторая стадия:
- снижение интереса к работе;
- снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;
- возникают недоразумения с воспитанниками и коллегами, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- нарастание апатии к концу недели;
- появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболевания);
- повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».
Третья стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);
- нарушения сна с трудностями засыпания и ранними подъемами.
- личностные изменения, человек стремится к уединению(ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
- такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса. [4]
Причины профессионального выгорания
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Эдуард Асадов
По мнению Форманюк Т.В. (1994) к основным причинам, играющим существенную роль в «выгорании», относят следующие факторы: личностный, статусно-ролевой и профессионально-организационный.
Анализируя работы Роджерса Д., Добсона С.Метц, Перлмана и Хартман, Водопьяновой Н.Е. и др. выявлено, что к личностным факторам риска выгорания относятся:
· склонность к интроверсии;
· реактивность – характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования;
· низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
· жесткость и авторитарность по отношению к другим;
· низкий уровень самооценки и самоуважения.
Статусно-ролевые факторы риска включают:
· ролевой конфликт;
· неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом;
· низкий социальный статус;
· ролевые поведенческие стереотипы;
· отверженность в референтной группе;
Профессионально-организационные (корпоративные) факторы риска – это те переменные, которые ведут к высокому уровню организационного стресса:
· продолжительность и интенсивность рабочей нагрузки в ситуациях напряженного делового общения;
· неудовлетворенность психологической атмосферой в организации;
· несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации;
· негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие корпоративной сплоченности, слабая организационная культура;
· межличностные конфликты;
· дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки;
· жесткий контроль;
· отстраненность от принятия решений.
Профессиональными факторами выгорания являются:
· высокая насыщенность рабочего дня общением;
· большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов;
· высокая ответственность за результат общения;
· определенная зависимость от партнеров по общению;
· конфликтные или напряженные ситуации общения;
· необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;
· высокие требования к самоконтролю.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Возникновение данного синдрома – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне. [12]
Возникает вопрос, что же с этим делать дальше? А дальше хотелось бы поговорить уже о способах предотвратить эмоциональное выгорание.
Профилактика синдрома профессионального выгорания
В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежелание лишь множество причин…
Желанье — это множество возможностей,
А нежелание лишь множество причин…
Эдуард Асадов
Очень часто специалисты, работающие в сфере «человек – человек», в том числе и педагоги, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Тем более учителя любят и привыкли «быть сильными». Зачастую первые симптомы синдрома выгорания педагоги расценивают как признак собственной «силы», а не обращаются за помощью к психологам. Психологам образования следует это знать и проводить работу по профилактике профессионального выгорания членов педагогического коллектива.
Ольга Владимировна Хухлаева предлагает свой вариант данной работы с педагогами.
Первым этапом данной профилактической работы должно стать информирование педагогов о существовании проблемы, обусловленной объективными причинами: работой в сфере «человек – человек». При оглашении списка симптомов можно ограничиться перечислением тех из них, которые не являются угрожающими для перфекциониста. Очевидно, что данную информацию педагоги воспримут с сознанием того, что их понимают.
На втором этапе работы следует уделить время осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, боязни сделать ошибку, не достигнуть успеха. Этому должна предшествовать мотивирующая подготовка. Например, можно повести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики. В частности, можно донести до сведения педагогов информацию о том, что 22 % людей, посещающих врачей, приходят с жалобами психосоматического характера. Можно рассказать и о взаимосвязи психологического здоровья и успешной жизни в старости. И уже потом можно переходить к обсуждению таких явлений, как боязнь ошибки, страх собственного несовершенства, которые принимают разные формы.
Третий этап профилактической работы следует посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только при условии осознания его важности администрацией школы и активном её участии в данном процессе. Основным здесь должна стать организация системы публичных поощрений педагогов. Далее проводится работа по сплочению коллектива, позволяющая учителям выйти из привычной роли.
И только после установлении в коллективе атмосферы безопасности можно переходить к проведению тренингов, направленных на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости. В данной работе можно использовать различные приёмы и упражнения на сплочение коллектива, формирование доверия, обратную связь, осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий, на осознание и принятие своих чувств, на концентрацию внимания, на визуализацию, на осознание своих личностных ресурсов. [13, с. 36 – 37]
Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому учителю необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы. [10, с. 33]
К эффектам саморегуляции относятся:
· эффект успокоения (устранения эмоциональной напряжённости),
· эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
· эффект активизации (повышение психофизиологической активности).
Способы эффективной саморегуляции:
· смех, улыбка, юмор;
· размышления о хорошем, приятном;
· различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
· рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;
· вдыхание свежего воздуха;
· чтение стихов;
· высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;
· танцы
· ароматерапия
· прослушивание спокойной, тихой музыки;
· общение с супругом, детьми, внуками и друзьями;
· хобби (рукоделие);
· общение с искусством.
Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если степень риска выгорания велика, наряду с приёмами самопомощи целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам.
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
(памятка [8, с. 16] )
· НЕ скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
· НЕ избегайте говорить о неприятных для Вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
· НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять её.
· НЕ позволяйте чувствам стеснения. Неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
· НЕ ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.
· Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
· Постарайтесь сохранить нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.
Список использованной литературы
1. Глазырина Л. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя» [Электронный ресурс] – 2012 г. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-sindroma-yemocionalnogo-vygoranija-trening-dlja-pedagogov-lyubi-sebja.html
2. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. / Практическая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
3. Егорова М. В. Тренинг профилактики эмоционального выгорания для педагогов «Гореть или жить». – [Электронный ресурс] – Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений. – 2012 г. – Режим доступа: http://www.resobr.ru/materials/46/38491/
4. Жильцова И. В. Профессиональное выгорание педагогов: причины и профилактика. [Электронный ресурс] – Методическая разработка – 2015 г. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/03/10/professionalnoe-vygoranie-pedagogov-prichiny-i/
5. Зарубина Н. И. Профилактика эмоционального выгорания педагогов. [Электронный ресурс] – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2012 г. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/578061/
6. Комко Ю. О. Методическая разработка семинарско-практического занятия для преподавателей «Профессиональное «выгорание» преподавателя: причины и профилактика». – [Электронный ресурс] – Ю. О. Комко – 2012 г. – Режим доступа: http://5psy.ru/raznoe/professionalnoe-vigoranie-prepodavatelya-prichini-i-sposobi-profilaktiki.html
7. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 76 с.
8. Макарова Г. Статья «Синдром эмоционального выгорания» / Институт консультировния ППЛ.
9. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. – СПб: Питер, 2006. – 607 с.
10. Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 56 с.
11. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7
12. Тесля М. С. – [Электронный ресурс] – Ресурсы образования. Учительский портал. – 2013 г. – Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-2309/
13. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. – М.: Генезис, 2008. – 192 с.
Здравствуйте, Валентина!
ОтветитьУдалитьОчень своевременный пост!
С началом зимне-осенней депрессии и витамино-дефицита все люди подвержены эмоциональному выгоранию.
Я бы с удовольствием сходила бы на какой-нибудь групповой тренинг, но это либо слишком дорого, либо на не совсем понятные мне темы.
Так что обхожусь своими силами.