среда, 27 мая 2020 г.

Обнять или не обнять?


«Для выживания человеку необходимо 4 объятия в день, для поддержания здоровья – 8, а для личностного роста – 12», - об этом говорит психотерапевт Вирджиния Сатир.

В последнее время часто попадаются статьи о пользе объятий и любых тактильных контактах между родителями и детьми. Так в чем же конкретно их польза? Давайте разберёмся.

Польза объятий для детей имеет физические предпосылки, они очень важны для здоровья:
1. Укрепляется иммунитет. Кожа малыша настолько чувствительна, что в буквальном смысле он познает этот мир через касания. Сотни рецепторов стимулируют нервную систему крохи. Совсем недавно ученые пришли к выводу, что детки, которых часто обнимают, реже болеют.
2. Улучшается сон. Во время объятий вырабатывается «гормон привязанности» - окситоцин, а кортизол – «гормон стресса» снижается. Мамины нежные руки творят чудеса – спустя несколько минут малютка спокойно засыпает на руках.
Кроме этого, объятия положительно влияют на эмоциональный и интеллектуальный фон детей:
- благодаря объятиям, ребёнок чувствует себя защищённым в окружающем мире, он справляется с паникой, чувством тревоги, агрессией. Объятия дают детям уверенность в себе;
- за счёт объятий происходит стимуляция определённых участков мозга, которые отвечают за настроение и принятие решений;
- объятия имеют положительное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Если ребёнок окружён лаской, то он заинтересованно смотрит на окружающий мир, хочет всё узнать, потрогать, увидеть, даже попробовать на вкус.
- объятия способствуют сближению ребёнка и мамы с папой, благодаря ним устанавливаются доверительные и уважительные взаимоотношения, в семье царит дружеская тёплая атмосфера, между родственниками происходит полное взаимопонимание.

Что советуют психологи:
- Если вы прочитали и побежали неистово обнимать свое чадо, подождите, - советует психолог Дарья Логинова. - Во всех проявлениях нежности главное - своевременность и искренность. Обнимать чадо нужно не "по инструкции 9 раз в день", а когда хочется показать, как вы любите, как вы заботитесь. Это ведь чувство нежности, а не чувство долга. И я бы хотела сказать: не слушайте советов о том, что "телячьи нежности" могут избаловать ребенка (особенно часто мамы отказываются обнимать мальчиков, чтобы не вырос "сопляком", - ред.). Все эти "не носи на руках постоянно, а то привыкнет", "не разводи "сюси-пуси"… Как это не носи на руках? Все эти нежности придают ребенку уверенности в себе, делают ребенка счастливым, в детстве очень важно чувствовать, что родители любят. И я не призываю действительно ПОСТОЯННО носить ребенка на руках. Такой симбиоз уже не на пользу ни ребенку, ни маме. Можно быть рядом: играть вместе, касаясь ребенка.
Ведь когда ребенку достаточно тактильного контакта, он растет более спокойным, и не пытается привлекать внимание родителей всякими "запрещенными" способами, вроде болезней и скандалов.
И я бы советовала:
- Всегда обнимать и брать на руки ребенка, если он просит. Подходит к вам чадо (любого возраста), протягивает руки - обнимите, это важно! Да 6-7 летнего на руки уже физически не возьмешь. Но разве сложно сесть рядом и обнять.
- Не обнимать ТОЛЬКО когда ударился. Ведь это рождает в голове прямую связь - обнимут, только если мне будет больно.
- Когда вам, родителям, грустно, или вы устали, не отталкивайте ребенка, не прячьте свои чувства, а обнимитесь.
- Помните, что объятия - это демонстрация ОПОРЫ, чувство защищенности, которое остается с человеком на всю жизнь.

Но что еще кроме объятий могут использовать родители при общении с ребенком. Конечно тактильные игры.
1. «Мама-папа, жаба-цап!»
Взрослый держит руку ладонью вниз. Ребенок упирается своим указательным пальцем в середину ладони взрослого.
Приговаривая: «Мама, папа, жаба – цап!», взрослый пытается поймать (зажать) пальчик ребенка, ребенок же должен успеть отдернуть палец.
Во время этой игры у ребенка развивается внимание, выдержка, умение быстро действовать по сигналу.
2. «Поймай ручку»
Ребенок сидит лицом ко взрослому и кладет свои ладони на его ладони. Затем взрослый старается быстро накрыть своей рукой руку ребенка (поймать). Задача ребенка – не дать возможности взрослому поймать свою руку, отдернув ее.
Во время игры у ребенка развивается выдержка, внимание. Активизируется тактильная чувствительность. Ребенок испытывает эмоциональную радость и удовлетворение в случае своей успешности.
3. «Ехали, ехали, ехали с орехами»
Ребенок сидит на коленях у взрослого, лицом к нему и держит его за руки. Взрослый слегка подкидывает его коленями, приговаривая: «Ехали, ехали, ехали с орехами, в ямку – бух!» На слове «бух!» взрослый разводит колени в стороны, и ребенок как бы проваливается в ямку.
Во время этой игры развивается эмоциональная сфера. Ребенок улыбается, смеется, визжит. У него активизируется внимание, проявляются элементы воли и преодоление чувства страха.
4. «Качели»
1-й вариант: Взрослый сидит (на стуле, положив ногу на ногу ребенок встает двумя ногами на подъем его ноги. Взрослый, держа за руки ребенка, качает его.
2-й вариант: Взрослый сидит, положив ногу на ногу. Ребенок садится на нее. Взрослый, держа ребенка за обе руки, качает его.
Во время игры активизируются эмоции ребенка, он радуется, испытывает удовольствие. Ребенок сосредотачивается на движении и позе. Это хорошее упражнение для преодоления страха.
5. «Самолет»
1-й вариант: Взрослый держит ребенка за подмышки или за талию (к себе лицом, или к себе спиной) и кружит
2-й вариант: Взрослый держит ребенка за кисти рук и кружит
3-й вариант: Взрослый держит ребенка за одну руку и ногу и кружит его, то поднимая, то опуская
Во время этих игр особенно затрагивается эмоциональная сфера (ребенок испытывает восторг и удовольствие) Упражняется в преодолении страха. Между ребенком и взрослым формируется доверие.
6. «Рисунок на спине»
Эта игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.
1-й вариант
Скачайте, распечатайте и вырежьте карточки с простыми геометрическими фигурами (символами). Познакомьте ребёнка с карточками, назовите ему названия фигур.
После этого приступайте к игре. Рисуйте на голой спине ребёнка по очереди один из символов, ребёнок должен будет угадывать, что вы нарисовали и выбирать подходящую карточку. Рисовать надо медленно, чётко, использовать для рисования всю поверхность спины. В начале занятий можно использовать не весь набор карточек, а только его часть, отобрав наиболее простые изображения.

2-й вариант
Более сложный вариант игры, в нём карточки-подсказки уже не используются. Взрослый рисует на спине ребёнка фигуру (простой рисунок). Ребёнок должен угадать, что нарисовал взрослый, назвать и изобразить это карандашом на бумаге (мелом на доске, пальцем на манной крупе, песке и т. п.).
3-й вариант
Когда дети в достаточной степени овладеют этой игрой, они смогут использовать в ней любые образы, в том числе и связанные с учебным материалом (буквы, цифры).
4-й вариант
И последний вариант, подходящий для работы с группой детей. Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Последнему в цепочке ребёнку взрослый рисует на спине и одновременно показывает на карточке какую-нибудь фигуру. Ребёнок рисует её на спине у стоящего впереди него товарища, и так по цепочке этот рисунок передаётся от одного ребёнка к другому, пока не доходит до первого в колонне. Тот рисует фигуру на бумаге и показывает всем, после чего начинается обсуждение. Эта игра довольно сложная для маленьких детей, часто в конце первоначальный рисунок искажается до неузнаваемости.
Она напоминает знакомую многим игру в «испорченный телефон», только «телефон» здесь тактильный.
Существует еще множество тактильных игр и вариантов к ним.
Предлагаю вам поиграть и выбрать для себя наиболее понравившиеся.
Была ли вам полезна эта статья? Знали ли вы раньше об этих удивительных ролях прикосновений в развитии малышей? Уверена, многое из этого вы используете по наитию... расскажите об этом в комментариях!

1 комментарий: