В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними — малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение — если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?
Вот несколько признаков:
1. Достать правой рукой левое ухо
Это «филиппинский тест» — ребенок,
протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину
уха, а лучше — закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.
Этот тест показывает биологический возраст
ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует
возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку
только шесть, он еще не созрел.
И школьные нагрузки, особенно при
программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью — он начнет
болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть,
лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.
2. Стоять на одной ноге
Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну
ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть
глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше — это
признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе.
3. Рисовать «дорожки», не заступая за края
Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать
картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и
попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре,
не касается двух других — это признак готовности руки к обучению письму.
Любой ребенок рисует лет с двух, держит
карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при
рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова
к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы
букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.
4. Считать в обратную сторону
Современные дети чуть ли не с двух лет
умеют считать до 10, с четырех — до ста, до тысячи. Но это механическое действие,
ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления
показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1.
Если ребенок может свободно
ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в
обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный
уровень — если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это
позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу
повышенной сложности.
5. Самостоятельно одеваться
Пресловутые шнурки завязывать не
обязательно — просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем
жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в
одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф
— пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и
до» должна быть освоена.
6. Есть вилкой
Да, многие дети к 7 годам умеют
пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не
умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его
кормлю».
Дома вы можете общаться с ребенком, как
хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку.
Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется
голодным.
7. Следовать инструкциям учителя
Школа — это социум. Ребенок к первому
классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.
«Достали учебники. Взяли ручки», — как
показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У
тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не
слышат посторонних взрослых.
К выполнению простых инструкций надо
готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут
внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных
слушать не надо.
Но и тут важно не переборщить: ребенок не
должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети
должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это
надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» —
ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить.
Что же делать, если он еще не готов?
Чтобы определить, готов ли ребенок к школе,
смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит
на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка
говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну
так и вы говорите».
Что касается физического развития, надо
смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать
молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается
«поза Ромберга» — значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет
высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения,
возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку
«созреть», отложить поступление в школу на год.
Если же вы видите, что ребенок может долго
и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в
школу пора.
Если ребенок психологически не совсем
готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту
назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на
год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом
возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще,
чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.
Если уже скоро семь с половиной, а
проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с
малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности:
если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам,
переведете в другую школу.
В программе начальной школы нет ничего,
что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка
желание учиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий