Семь
полезных способов
В воспитании детей нет абсолютных решений. У каждого ребенка свой характер и мамам приходится проявлять креативность в попытках убедить его, что надо сделать так, как говорит мама. Чтобы повысить эффективность общения со своими детьми, предлагаем воспользоваться рядом простых техник.
1.
Превратите «Не делай так» в «Сделай так»
«Не
убегай!». «Не кусайся!» —говорим мы, а ребенок продолжает делать, что делал.
Предложите ребенку вариант действия, который вам по душе.
Пример:
Не
таскай печенье из коробки! — Возьми яблоко или помоги мне, пожалуйста, накрыть
на стол, и мы вместе попьем чай с печеньем.
Не
разговаривай с набитым ртом! — Скажи, когда прожуешь. Тогда я смогу понять, что
ты мне хочешь сказать.
В
некоторых случаях можно бросить ребенку вызов «Докажи, что я не права» —
«Спорим, я оденусь быстрее, чем ты».
2.
Превратите «Прекрати» в «Продолжай»
Воспользуйтесь
этой техникой, если вам не приходит в голову альтернатива действиям ребенка.
Пример:
Прекрати
кусаться! — У тебя чешутся зубки? Хочется кусаться? Вот тебе морковка. Кусай
ее.
Перестань
рисовать на стенах! — Вот тебе лист бумаги, рисуй здесь.
3.
Предлагайте действенный выбор
Есть
такие моменты, когда вы уверены, что ребенок скажет «нет»? Предоставляйте
выбор: таким образом вы даете ребёнку ощущение сопричастности, и понимание, что
его желания и потребности уважаются и учитываются.
Пример:
Надо
одеться. — Ты сегодня сам(-а) выберешь, что надеть, или мне выбрать?
Время
обедать. Садись за стол. — Ты сегодня сядешь рядом со мной или с папой?
Пора
ложиться спать. — Какую тебе сказку почитать перед сном – про Красную Шапочку
или Трех Поросят?
4.
Получите согласие
Повседневную
рутину в виде мытья посуды, похода в магазин и т.п. выполнять гораздо легче,
если сфокусироваться на позитивных результатах от этих действий. Мытье посуды
сделает нашу кухню чистой и опрятной, после похода в магазин в доме появится
еда. Также и с детьми – если ребенок будет понимать, что даст ему данное
действие, он выполнит его с большим интересом.
Пример:
Убери
игрушки. — Убери с пола игрушки, и мы сможем потанцевать вместе.
Сделай
уроки! — Если быстро справишься с уроками, сможешь с друзьями пойти покататься
на роликах/пойти поесть мороженое/сходим в кино и т.п.
5.
Опуститесь на их уровень
В
ситуациях, когда ребенок вас игнорирует, опуститесь на его уровень – так, чтобы
ваши лица находились на одном уровне, присядьте или возьмите на руки. Тем самым
вы продемонстрируете ребенку свою готовность войти в его мир.
Пример:
Ребенок
сидит за столом, но не ест, а играется с едой. Вы готовите ужин, периодически
напоминая ему, что сидеть нужно ровно, что есть следует ложкой/вилкой и т.п.
Ребенок вас игнорирует. Сев рядом с ним, вы заметите, что он поглощен своей
игрой и возможно вас просто не слышит. Сядьте рядом, установите зрительный контакт
и объясните, что еду надо есть ложкой.
6.
Подвиньтесь
Если
вы находитесь лицом к лицу с кем-то, это может трактоваться либо как тесная
связь, либо конфронтация. Если же вы находитесь бок о бок, то такая ситуация
интерпретируется как равноправные отношения. Если вы почувствовали ситуацию
противостояния с ребенком, подвиньтесь и займите боковую позицию, разорвав
зрительный контакт.
7.
Присоединитесь к его деятельности
Ребенок
поглощен своей деятельностью, а вам надо ему что-то сказать. Опуститесь на его
уровень и подвиньтесь, проявите интерес, к тому, чем он увлечен. Прочувствуйте
ситуацию, прокомментируйте, включитесь в его деятельность. Такие регулярные
«включения» — прекрасный способ развивать ваши отношения.
Пример:
Вы
зовете ребенка ужинать. Он вас игнорирует, повторяя «Сейчас». Посмотрите, чем
заняты сын или дочь, помогите закончить ими начатое. Будь-то укладывание кукол
или парковка машинного парка.
Испробовав
методы на практике, вы научитесь применять их в комплексе. В их применении
будьте последовательны и не забывайте подкреплять слова делом. Помните о
соответствии, чтобы ваши посылы детям были однозначны.
Примеры:
«Суп
едят вот так…» и несете ложку с супом себе в рот. «Говори со мной нормальным
тоном» произносите действительно «нормальным» тоном, а не повышенным.
Обязательно
хвалите своих детей. Но делайте это эффективно. Не просто «Молодец!».
Подмечайте, как действия ребенка приводят к хорошим результатам и какие его
качества при этом были задействованы. Ребенок убрал свои игрушки? Скажите:
Какая чистая комната (результат). Ты все свои игрушки сложил (действие).
Молодчина! (качество). Только в такой последовательности малыш поймет, за что
вы его похвалили.
Комментариев нет:
Отправить комментарий